«Индивидуальный подход в воспитании положительных черт характера дошкольников»
Составил воспитатель подготовительной группы Розина А.В.
Основные черты характера детей начинают складываться довольно рано, уже в двух - трехлетием возрасте. Так, общительность или застенчивость, робость, самостоятельность, инициатива или отсутствие собственной инициативы, своеволие, неумение считаться с другими или внимательное отношение к товарищам, самоуверенность, стремление привлекать к себе внимание, отношение несколько свысока к другим детям или наоборот, скромность - эти черты возникают на основе типичных особенностей нервной системы под влиянием семейного воспитания в детском саду, на улице.
Для того чтобы заложить положительные основы личности, характера детей, обеспечить их бодрое уравновешенное поведение, необходимо применять правильные воспитательные приемы.
Дать заранее какие - то правила подхода к детям нельзя, т. к. они должны меняться в зависимости от окружающей обстановки, сложившихся ранее привычек, от возраста, состояния нервной системы, здоровья и развития. Можно указать лишь ряд общих педагогических правил, обусловленных возрастными особенностями развития детей их необходимо знать и соблюдать:
1. Обращение с детьми должно быть ровным и спокойным.
2. Необходимость постоянства воспитательных приемов.
3. Единство подходов со стороны всех лиц, воспитывающих ребенка.
4. Ребенок должен понимать и охотно выполнять требования «нельзя», «нужно».
5. Требования предъявляемые ребенку, должны быть посильными.
6. Ребенку нужна смена деятельности, правильное чередование двигательной активности и спокойных занятий.
7. Необходимо создать обстановку для предстоящего действия.
8. В работе с детьми не должно быть места непродуманным в педагогическом отношении приемам.
9. Для детей трудна, а поэтому недопустима частая смена условий жизни.
10. Необходимо обеспечить индивидуальный подход.
Индивидуальный подход прежде всего применяется к детям, поступившим в группу позже остальных, к детям, испытывающим какие - либо затруднения и медленнее усваивающим материал. Нуждаются в индивидуальном подходе дети подвижные, неуравновешенные, медлительные и слишком спокойные, невнимательные к словам воспитателя, дети, некоторые быстро теряют веру в себя, застенчивые и согласные всегда подчиняться, дети любящие командовать и распоряжаться. Эти различия объясняются отчасти врожденными особенностями - типом нервной деятельности, но главным образом условиями жизни и воспитанием.
Библиография:
Бескина Р.М., Виноградова М.Д. «Идеи А.С. Макаренко сегодня».-М.: Знание, 1988 - 80 с. (Новое в жизни, науке, техники. Сер. «Педагогика и психология»; №10).
Ковальчук Л.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка: Пособие для воспитателя дет. сада. - 2-е изд., доп. - М.: Просвещение, 1985 г. - 112 с.
Психологический словарь/ под ред. В.В. Давыдова и др. - М., 1983 Г. Юркевич В.С. «Об индивидуальном подходе в воспитании волевых привычек». - М.: Знание, 1986. - 80.с. - (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология» №11). |