Среди насущных проблем сегодняшнего дня особое место занимает психическое и физическое здоровье детей. Эмоциональная среда, как важнейшая система, регулирующая психическую жизнь и поведение ребенка, имеет самое непосредственное отношение к проблеме психического здоровья детей.
Задача гармоничного развития детей дошкольного возраста предполагает не только определенный уровень развития широкого круга знаний и умений, способов овладения различным содержанием, но и обязательно достаточно высокий уровень развития его эмоциональной сферы.
Развитие ребенка представляет собой целостное образование, состоящее из ряда взаимосвязанных уровней регуляции поведения и характеризующееся системным соподчинением мотивов деятельности ребенка. Развитие мотивов тесно связано с развитием эмоций. Эмоции играют большую роль в формировании у ребенка способов и приемов овладения деятельностью. Эмоции определяют эффективность обучения, а также принимают участие в становлении любой творческой деятельности ребенка, в развитии его мышления. Выготский считал: «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются центральным звеном психической жизни человека, и прежде всего ребенка». И в этом, как ничто другое, может помочь искусство.
Как отмечала Флерина - «…Искусство в жизни ребенка является методом образного познания жизни…».
Восприятие художественного произведения – сложная внутренняя деятельность, в которой участвуют все психические процессы в т.ч. эмоции. Каждый из процессов выполняет свою функцию в знакомстве с явлениями окружающей действительности через искусство. Произведения искусства обогащают знания ребенка о действительности; вводят его в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий.
Один из возможных путей контролируемого и целенаправленного эмоционально-нравственного развития ребенка лежит через ознакомление с художественной литературой. Искусство, литература – богатейший источник и побудитель чувств, переживаний, и именно высших, специфически человеческих (нравственных, интеллектуальных, эстетических). Содержание книг детской литературы – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность, реальность мира чувств которая ведет ребенка по всем ступеням его эмоционального и нравственного развития.
Эмоции представляют собой психологические состояния человека, возникающие у него в зависимости от того, как он себя физически и психологически чувствует в данный момент, а также в зависимости от того, как идет процесс удовлетворения, насколько полно удовлетворяются его потребности и интересы. Чувства – это переживание человеком своего отношения ко всему тому, что он познает и делает, к тому, что его окружает. В дошкольном возрасте так же, как и в раннем детстве, чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, придавая им свою окраску и выразительность. На протяжении всего периода детства эмоции проходят путь прогрессивного развития, приобретая все более богатое содержание и все более сложные формы под влиянием социальных условий жизни и воспитания.
В развитии детской эмоциональности значительна роль художественной литературы. Выразительные рассказывания, беседы о героях сказок, рассказов о чувствах, которые они испытывают, о трудностях, которые им приходится преодолевать, рассматривание иллюстраций, театрализованные игры, этюды по мотивам литературных произведений – все это значительно развивает эмоциональную восприимчивость детей, помогают детям научится различать эмоциональные состояния и понять причины их вызывающие. Воспитание художественным словом приводит к большим изменениям в эмоциональной сфере ребенка в случае правильно организованного воспитательно-образовательного процесса.
Для дошкольников доступнее передача и объяснение эмоциональных состояний с опорой на конкретный, знакомый и эмоционально значимый для него образ, персонаж. Сюжетная основа и персонаж – ярко представляются в произведениях художественной литературы. Слушая чтение, рассказ, ребенок учится видеть невидимое – оценивать и определять свое отношение к содержанию текста и его героям.
Мы считаем, что эмоциональное развитие детей среднего дошкольного возраста является актуальным на сегодняшний день, а детская литература станет эффективным средством ознакомления с эмоциями детей среднего дошкольного возраста при соблюдении ряда условий:
Изначальным условием при отборе книг для детского чтения является соблюдение обще - дидактических принципов. Л.М.Гурович сформулировала две группы принципов для выбора литературного текста: художественные и педагогические. К художественным принципам относятся принципы, дающие возможность правильно оценить художественные достоинства детских книг, ввести в круг чтения дошкольников произведения разных видов соответствующие образцам высокого искусства. Вторую группу составляют педагогические принципы, позволяющие установить соответствие между конкретными литературными произведениями и возрастными возможностями детей. При отборе литературных произведений необходимо учитывать позитивную социальную концепцию автора. Центральным условием, для достижения поставленной перед нами цели, было определение специально разработанных принципов отбора литературных текстов. В связи с этим, в художественных произведениях должен быть ярко представлен образ персонажа в конкретном эмоциональном состоянии; в сюжетах произведений должна прослеживаться взаимосвязь эмоционального состояния героя с конкретной ситуацией, которая, в свою очередь, дает объяснение этому состоянию и помогает предположить последствия настроения героя художественного произведения, его поступка. Особые требования предъявляются к иллюстрированному материалу по сюжетам литературных произведений, на которых должны быть ярко отражены выраженные мимические и пантомимические особенности эмоциональных состояний.
Расширение понимания детьми эмоциональных состояний с помощью литературных произведений осуществляется в организованных совместных видах деятельности (развивающих, проблемно-игровых ситуациях на основе литературного текста, театрализованных играх), а также средствами организации предметно-развивающей среды для активизации самостоятельной деятельности детей.
В целом это будет способствовать становлению субъектной позиции ребенка в деятельности, основанной на литературных текстах.
Чтение сказок, рассказов – это один из способов развития внутреннего мира самого ребенка и его способности понимать внутренний мир другого человека.
Литература:
- Алексеенко В.В., Лощинина Я.И. Играем в сказку. Воспитание и развитие личности ребенка 2-7 лет. – М.: ОООгруппа Компаний «Рипол классик», ООО Издательство «Дом XXI век», 2008.
- Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. – М.: Мозаика – Синтез, 2006.
- Головкина Н., Сивак И. Радость каждый день // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 10.
- Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребенок и книга: Пособие для воспитателя детского сада /Под ред. В.И.Логиновой. – СПб.: Акцидент, 1996.
- Детская литература: Учебное пособие /Под ред. Е.Е.Зубаревой. – М.: Просвещение, 1989.
- Дошкольникам о художниках детской книги: Книга для воспитателя детского сада /Сост. Т.Н.Доронова. – М.: Просвещение, 1991.
|