Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 29.03.2023, 20:22

ГБДОУ Детский сад №48 Фрунзенского района

Меню сайта
Категории раздела
статьи [151]
Страничка логопеда [6]
логопед Данфельд В.И.
Страничка старшего воспитателя [11]
старший воспитатель- Гайдукова Е.А.
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Каталог статей

    Главная » Статьи » статьи

    Консультация для родителей ВОЛЯ РАЗВИВАЕТСЯ С ДЕТСТВА. Подготовила воспитатель Красавцева Кристина Сергеевна

    Что такое воля? Дана ли человеку от природы? Можно ли развивать волю? Или слабоволие – это на всю жизнь?

    Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, способность мобилизовать силы на преодоление внешних и внутренних трудностей, стоявших на пути к цели.

    Задачей воли является управление нашим поведением. Это может быть либо побуждение к активности, либо торможение нежелательных действий.

    Специфическая особенность волевого поведения заключается в том, что человек переживает состояние «я должен», а не «я хочу». Например, «я должен идти на работу» и «я хочу поспать».

    Волевые действия всегда осознанны и направлены на достижение цели. Так ученик, готовящий шпаргалку к контрольной, осознает цель своих действий со всеми негативными последствиями списывания.

    Еще одним важным признаком волевого поведения считается то, что оно проявляется при преодолении препятствий – внутренних и внешних. Внутренние, субъективные препятствия обусловлены поведением человека и могут быть вызваны усталостью, болезнью, страхом, стыдом, желанием отдохнуть, отвлечься, ложным самолюбием, просто ленью и т.д.

    Примером внешних препятствий могут служить различные помехи, стоящие на пути к достижению поставленной цели, например, остановившиеся часы, опоздание на транспорт могут служить помехой осуществлению задуманного.

    Основные ступени волевого процесса:

    1. Возникновение побуждения и постановка цели;
    2. Обсуждение и борьба мотивов;
    3. Принятие решения;
    4. Исполнение.

    На первой ступени у человека возникает побуждение, которая ведет к пониманию того, что он хочет. Причиной побуждения могут быть желание или влечение.

    Далее следует действие. Однако это наступает не сразу. Иногда человек колеблется: действовать или нет. В таком случае возникает особенное, промежуточное состояние волевого акта, называемое борьбой мотивов. Одновременное появление нескольких несогласованных и даже противоречащих желаний ставит человека в затруднительное положение, когда он не знает, какое из желаний реализовать первым. Если один из мотивов  оказывается более значительным, то победа остается за ним; если же личность не может оценить, что для нее важно, то борьба мотивов затягивается, и решение или совсем не принимается, или принимается по подсказке или в результате случайного выбора, что особенно типично для детей.

    В результате борьбы мотивов человек принимает определенное решение: либо действовать, либо отказаться от действия. Решение – это окончательное определение цели и средств для ее осуществления.

    Последним этапом является исполнение. Психолог Е.И.Рогов отмечает: «Как бы ни мучился человек, принимая самое сложное решение, каким бы правильным это решение ни было, мы не будем считать его человеком с сильной волей до тех пор, пока это решение не будет выполнено».

    Необходимо научить ребенка мысленно анализировать все возможные последствия действий. Сначала это нужно делать совместно, вслух проговаривая и оценивая вес варианты. Следует с ребенком сформулировать решения, обсудить план осуществления намеченного, выбрать доступные и приемлемые пути и средства достижения цели, но при этом помнить: исполнять решение придется ему самостоятельно, хотя участие взрослых в деле на этом не заканчивается.

    Взрослым важно поддерживать старательность и настойчивость, хвалить за успехи, пусть даже незначительные, вместе радоваться и сопереживать. Искренние чувства и слова поддержки со стороны родителей, их терпение и самообладание позволят ребенку ощутить реальную заботу и заинтересованность в его успехе. Все это приведет к осознанию того, что преодоление любых трудностей стоит затраченных сил и переживания гордости за достигнутое.

    Совокупность таких положительных качеств, как целеустремленность, инициативность, самостоятельность, самообладание, решительность, выдержка и настойчивость обуславливает силу воли – внутреннюю силу личности.

    Большинство отрицательных волевых качеств синтезируется в житейском понятии «лень». У ленивого человека может отсутствовать побуждение к деятельности, так и способность реализовать его на практике.

    Вполне естественно, что у детей нередко проявляется волевая недостаточность (импульсивность, упрямство, негативизм, внушаемость и несамостоятельность), т.к. формирование воле не может быть без всяких возможных отклонений. Так, недостаточный контроль сознания, сильная эмоциональная впечатлительность, отсутствие умения сдерживать свои желания и чувства, свойственные детям младшего возраста, приводят к проявлению импульсивности и внушаемости.

    Положительные и негативные волевые качества не являются врожденными. Они развиваются и формируются на протяжении жизни и деятельности человека. Основным фактором, обеспечивающим формирование волевых качеств детей, является семейное воспитание. Большинство проявлений волевой недостаточности у детей (капризы, упрямство) происходит из-за ошибок в воспитании ребенка, выражающихся в том, «что родители во всем угождают ему, удовлетворяют каждое желание, не предъявляют требований, которые должны ими безоговорочно выполняться, не приучают сдерживать себя, подчиняться определенным правилам поведения. Мягкое воспитание приводит к тому, что ребенок растет упрямым и нетерпеливым, ведет себя по отношению к окружающим неуважительно. Такие дети не приучены достигать каких-либо целей, т.к. не могут «обуздать» себя и преодолеть трудности».

    Другая крайность семейного воспитания – перегрузка детей непосильными заданиями, которые обычно ими не выполняются. Родители не должны забывать о пределах возможностей ребенка. Он может сохранить свою работоспособность только в течение непродолжительного времени. В результате этого ребенка можно довести до нервного истощения, они потеряют радость, которую им доставляла работа. Ребенок зачастую не способен одолеть заданного и бросает дело на полпути. Так, постепенно, развивается слабоволие, выраженное в привычке не доводить начатое до конца.

    Необходимо помнить, что у детей потребность «быть хорошим» является одной из ведущих. Его действия носят в основном подражательный характер. Однако вряд ли можно сформировать навыки волевого поведения у ребенка, не имеющего перед собой ни одного положительного примера в преодолении трудностей и достижении поставленной цели. Как отмечают психологи, именно те люди, которых ребенок любит, кем он восхищается, будут примером для него.

    Огромное значение в формирование воли имеет воспитание у детей уверенности в собственных силах. Необходимо научить ребенка осознавать и переживать свой эмоциональный опыт. Испытав, яркие положительные эмоции от результатов достигнутого и осознав причину своего состояния, ребенок будет стремиться к его повторному переживанию. Важно помочь понять, что можно испытывать радость от самостоятельности своего поступка, от права выбора, а не только от того, что за положительное поведение похвалят взрослые. Осознавая различные эмоции, дети учатся видеть их причину. Это путь к пониманию того, что волевое поведение может нести в себе радость от преодоления чего-либо.

    Вырабатывая у детей самые серьезные волевые привычки, нужно стремиться к тому, чтобы это делалось по возможности легко, весело, без напряжения, в атмосфере доброжелательности и спокойствия. Некоторое напряжение нужно лишь вначале, а когда привычка сформирована, ни о каком напряжении не может быть и речи. Наоборот, ребенок испытывает удовольствие от деятельности, которая стала для него необходима.

     

    Рекомендации родителям:

    • Приучайте детей ставить перед собой цели, выделять их них более близкие и далекие, легко и трудно достигаемые; учите определять последовательность действий, обеспечивающих достижение поставленных целей.
    • Помните, что более привлекательными для детей является ближайшая цель.
    • Показывайте детям личный пример, положительный образец в преодолении трудностей и достижении поставленной цели.
    • Постепенно увеличивайте меру самостоятельности ребенка в выполнении всех дел за счет плавного сокращения помощи, увеличения объема задания, его сложности, перехода от контроля к самоконтролю.
    • Включайте детей с раннего возраста в посильную трудовую деятельность.
    • Учите детей придерживаться установленного режима дня (совместно с ним).
    • Занимайтесь физическим воспитанием своих детей. Физические упражнения, игры и соревнования с другими людьми учат быть выдержанны, находчивым и решительным, а также учат считаться с намерениями партнера.
    • Читая детскую литературу, просматривая мультфильмы, обращайте внимание на то, как герои преодолевают преграды, не отказываются от своих решений и добиваются поставленной цели.
    • Помните, что волевое усилие должно подкрепляться положительными эмоциями. Следовательно, надо делать так, чтобы ребенок получал определенное удовлетворение от преодоления трудностей.
    • Всегда разделяйте с детьми их радость от самостоятельно достигнутых результатов.

     

    Литература:

      1. Ковалев А.Г. Психология семейного воспитания. Мн., 1980.
      2. Рогов Е.И. Эмоции и воля. М., 1999.
      3. Юркевич В.С. Об индивидуальном подходе в воспитании волевых привычек. М., 1986.

     

                                                       

     

    Категория: статьи | Добавил: gbdou048 (22.03.2022)
    Просмотров: 111 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Поиск

    Copyright MyCorp © 2023
    Создать бесплатный сайт с uCoz