Что такое воля? Дана ли человеку от природы? Можно ли развивать волю? Или слабоволие – это на всю жизнь?
Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, способность мобилизовать силы на преодоление внешних и внутренних трудностей, стоявших на пути к цели.
Задачей воли является управление нашим поведением. Это может быть либо побуждение к активности, либо торможение нежелательных действий.
Специфическая особенность волевого поведения заключается в том, что человек переживает состояние «я должен», а не «я хочу». Например, «я должен идти на работу» и «я хочу поспать».
Волевые действия всегда осознанны и направлены на достижение цели. Так ученик, готовящий шпаргалку к контрольной, осознает цель своих действий со всеми негативными последствиями списывания.
Еще одним важным признаком волевого поведения считается то, что оно проявляется при преодолении препятствий – внутренних и внешних. Внутренние, субъективные препятствия обусловлены поведением человека и могут быть вызваны усталостью, болезнью, страхом, стыдом, желанием отдохнуть, отвлечься, ложным самолюбием, просто ленью и т.д.
Примером внешних препятствий могут служить различные помехи, стоящие на пути к достижению поставленной цели, например, остановившиеся часы, опоздание на транспорт могут служить помехой осуществлению задуманного.
Основные ступени волевого процесса:
- Возникновение побуждения и постановка цели;
- Обсуждение и борьба мотивов;
- Принятие решения;
- Исполнение.
На первой ступени у человека возникает побуждение, которая ведет к пониманию того, что он хочет. Причиной побуждения могут быть желание или влечение.
Далее следует действие. Однако это наступает не сразу. Иногда человек колеблется: действовать или нет. В таком случае возникает особенное, промежуточное состояние волевого акта, называемое борьбой мотивов. Одновременное появление нескольких несогласованных и даже противоречащих желаний ставит человека в затруднительное положение, когда он не знает, какое из желаний реализовать первым. Если один из мотивов оказывается более значительным, то победа остается за ним; если же личность не может оценить, что для нее важно, то борьба мотивов затягивается, и решение или совсем не принимается, или принимается по подсказке или в результате случайного выбора, что особенно типично для детей.
В результате борьбы мотивов человек принимает определенное решение: либо действовать, либо отказаться от действия. Решение – это окончательное определение цели и средств для ее осуществления.
Последним этапом является исполнение. Психолог Е.И.Рогов отмечает: «Как бы ни мучился человек, принимая самое сложное решение, каким бы правильным это решение ни было, мы не будем считать его человеком с сильной волей до тех пор, пока это решение не будет выполнено».
Необходимо научить ребенка мысленно анализировать все возможные последствия действий. Сначала это нужно делать совместно, вслух проговаривая и оценивая вес варианты. Следует с ребенком сформулировать решения, обсудить план осуществления намеченного, выбрать доступные и приемлемые пути и средства достижения цели, но при этом помнить: исполнять решение придется ему самостоятельно, хотя участие взрослых в деле на этом не заканчивается.
Взрослым важно поддерживать старательность и настойчивость, хвалить за успехи, пусть даже незначительные, вместе радоваться и сопереживать. Искренние чувства и слова поддержки со стороны родителей, их терпение и самообладание позволят ребенку ощутить реальную заботу и заинтересованность в его успехе. Все это приведет к осознанию того, что преодоление любых трудностей стоит затраченных сил и переживания гордости за достигнутое.
Совокупность таких положительных качеств, как целеустремленность, инициативность, самостоятельность, самообладание, решительность, выдержка и настойчивость обуславливает силу воли – внутреннюю силу личности.
Большинство отрицательных волевых качеств синтезируется в житейском понятии «лень». У ленивого человека может отсутствовать побуждение к деятельности, так и способность реализовать его на практике.
Вполне естественно, что у детей нередко проявляется волевая недостаточность (импульсивность, упрямство, негативизм, внушаемость и несамостоятельность), т.к. формирование воле не может быть без всяких возможных отклонений. Так, недостаточный контроль сознания, сильная эмоциональная впечатлительность, отсутствие умения сдерживать свои желания и чувства, свойственные детям младшего возраста, приводят к проявлению импульсивности и внушаемости.
Положительные и негативные волевые качества не являются врожденными. Они развиваются и формируются на протяжении жизни и деятельности человека. Основным фактором, обеспечивающим формирование волевых качеств детей, является семейное воспитание. Большинство проявлений волевой недостаточности у детей (капризы, упрямство) происходит из-за ошибок в воспитании ребенка, выражающихся в том, «что родители во всем угождают ему, удовлетворяют каждое желание, не предъявляют требований, которые должны ими безоговорочно выполняться, не приучают сдерживать себя, подчиняться определенным правилам поведения. Мягкое воспитание приводит к тому, что ребенок растет упрямым и нетерпеливым, ведет себя по отношению к окружающим неуважительно. Такие дети не приучены достигать каких-либо целей, т.к. не могут «обуздать» себя и преодолеть трудности».
Другая крайность семейного воспитания – перегрузка детей непосильными заданиями, которые обычно ими не выполняются. Родители не должны забывать о пределах возможностей ребенка. Он может сохранить свою работоспособность только в течение непродолжительного времени. В результате этого ребенка можно довести до нервного истощения, они потеряют радость, которую им доставляла работа. Ребенок зачастую не способен одолеть заданного и бросает дело на полпути. Так, постепенно, развивается слабоволие, выраженное в привычке не доводить начатое до конца.
Необходимо помнить, что у детей потребность «быть хорошим» является одной из ведущих. Его действия носят в основном подражательный характер. Однако вряд ли можно сформировать навыки волевого поведения у ребенка, не имеющего перед собой ни одного положительного примера в преодолении трудностей и достижении поставленной цели. Как отмечают психологи, именно те люди, которых ребенок любит, кем он восхищается, будут примером для него.
Огромное значение в формирование воли имеет воспитание у детей уверенности в собственных силах. Необходимо научить ребенка осознавать и переживать свой эмоциональный опыт. Испытав, яркие положительные эмоции от результатов достигнутого и осознав причину своего состояния, ребенок будет стремиться к его повторному переживанию. Важно помочь понять, что можно испытывать радость от самостоятельности своего поступка, от права выбора, а не только от того, что за положительное поведение похвалят взрослые. Осознавая различные эмоции, дети учатся видеть их причину. Это путь к пониманию того, что волевое поведение может нести в себе радость от преодоления чего-либо.
Вырабатывая у детей самые серьезные волевые привычки, нужно стремиться к тому, чтобы это делалось по возможности легко, весело, без напряжения, в атмосфере доброжелательности и спокойствия. Некоторое напряжение нужно лишь вначале, а когда привычка сформирована, ни о каком напряжении не может быть и речи. Наоборот, ребенок испытывает удовольствие от деятельности, которая стала для него необходима.
Рекомендации родителям:
- Приучайте детей ставить перед собой цели, выделять их них более близкие и далекие, легко и трудно достигаемые; учите определять последовательность действий, обеспечивающих достижение поставленных целей.
- Помните, что более привлекательными для детей является ближайшая цель.
- Показывайте детям личный пример, положительный образец в преодолении трудностей и достижении поставленной цели.
- Постепенно увеличивайте меру самостоятельности ребенка в выполнении всех дел за счет плавного сокращения помощи, увеличения объема задания, его сложности, перехода от контроля к самоконтролю.
- Включайте детей с раннего возраста в посильную трудовую деятельность.
- Учите детей придерживаться установленного режима дня (совместно с ним).
- Занимайтесь физическим воспитанием своих детей. Физические упражнения, игры и соревнования с другими людьми учат быть выдержанны, находчивым и решительным, а также учат считаться с намерениями партнера.
- Читая детскую литературу, просматривая мультфильмы, обращайте внимание на то, как герои преодолевают преграды, не отказываются от своих решений и добиваются поставленной цели.
- Помните, что волевое усилие должно подкрепляться положительными эмоциями. Следовательно, надо делать так, чтобы ребенок получал определенное удовлетворение от преодоления трудностей.
- Всегда разделяйте с детьми их радость от самостоятельно достигнутых результатов.
Литература:
-
- Ковалев А.Г. Психология семейного воспитания. Мн., 1980.
- Рогов Е.И. Эмоции и воля. М., 1999.
- Юркевич В.С. Об индивидуальном подходе в воспитании волевых привычек. М., 1986.
|