Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 29.03.2023, 19:33

ГБДОУ Детский сад №48 Фрунзенского района

Меню сайта
Категории раздела
статьи [151]
Страничка логопеда [6]
логопед Данфельд В.И.
Страничка старшего воспитателя [11]
старший воспитатель- Гайдукова Е.А.
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Каталог статей

    Главная » Статьи » статьи

    Красавцева К.С. «Мнемотехника – как средство развития связной речи у детей»

    Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

    Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работу необходимо начинать с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам и мнемотаблицам.

    И начнем мы с мнемоквадрата. Мнемоквадрат – это отдельный схематичный несложный рисунок с определенной информацией. Цель ‒ обучить малыша соотносить изображение-схему с предметом или действием и видеть взаимосвязь его с окружающим миром. Сейчас я предлагаю поиграть в игру. Перед вами перевернутые картинки, я бросаю мячик, вы ловите, бросаете мне обратно и выбираете картинку (на столе лежат картинки с изображениями артикуляционных упражнений: лошадка, качели, часики, слоник, варенье, чашка).  Играем в игру с 3-4 родителями.

    Я использую мнемоквадраты для выполнения артикуляционной гимнастики. Можно использовать мячик, волчок и тд.

    После усвоения мнемоквадрата переходят к мнемодорожкам – это таблица из 4 и более клеток расположенных линейно, в которых изображено словосочетание, предложение, четверостишие. А теперь я предлагаю самим попробовать нарисовать мнемодорожку к четверостишию:

    Кошка в окошке подушку шьет, а мышка в сапожках избушку метет.

    (у родителей по листу бумаги и карандаш, картинки рисуются схематично). Давайте посмотрим, что у Вас получилось. Что нарисовали в первом окошке? Во втором и тд? Так можно нарисовать любое стихотворение от простого до сложного. Уверена,что вы согласитесь со мной, если скажу, что нарисованное запечатляется в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово, но и образ. Мнемодорожки можно рисовать: самим (готовая форма); дети совместно с родителем; самостоятельно дети. Можно разложить  разные картинки и, выбрав нужные, приклеить на мнемодорожку.

    А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Волшебный лепесток». На лепестках цветка зашифрованы пословицы. Их необходимо расшифровать. Выходит родитель, срывает лепесток на котором зашифрована пословица, с помощью мнемодорожки.

    Семь раз отмерь, один раз отрежь.

     Под лежачий камень вода не течёт.

     Любишь кататься,люби и саночки возить.

    Яблоко от яблони недалеко падает.

    Кто не работает,тот не ест.

    Лучше синица в руках,чем журавль в небе.

    Третий этап,  как завершающий этап мнемотехнического приёма ‒ составление мнемотаблиц со схематичным изображением текста. Мнемотаблицы-это дидактический материал. Их можно использовать для :

    - обогащения словарного запаса ;

    - обучения составлению рассказов ;

    - пересказов художественной литературы ;

    - отгадывания и загадывания загадок ;

    - заучивания стихотворений.

    В дальнейшем, так же, как и в работе с квадратами и дорожками, дети самостоятельно придумывают и шифруют любые тексты.

    Работа по мнемотаблице состоит из следующих этапов:

    1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

    2. Преобразование из абстрактных символов в образы.

    3. Пересказ с опорой на символы (образы).

    Предлагаю поиграть в игру «Угадай». Вы загадываете любой овощ или фрукт и опираясь на схему нам про него рассказываете. А мы попробуем его отгадать. Итак. (Родители по мнемотаблице описывают и отгадывают фрукты и овощи).

    Что это?

    Цвет

    Форма

    Вкус

    Где растёт

    Каков на ощупь

    Что можно приготовить

    При пересказе с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то своё внимание уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений. Итак, перед вами мнемотаблица к русской народной сказке «Репка». Попробуем пересказать текст. (Родители пересказывают сказку).

    Итак, мнемотехника :

    - сокращает время запоминания;

    - развивает основные психические процессы;

    - развивает умение перекодировать информацию;

    - устанавливает причинно-следственные связи;

    - помогает делать выводы и схематизировать материал.

    Когда ребенок освоит все этапы можно придумывать и рисовать свои мнемотаблицы, а затем придумывать по ним рассказы, сказки, стихи и тд.

    Мне очень хотелось, чтобы сегодняшняя информация для вас оказалась интересной, полезной, и главное, помогла вам в творческой работе с детьми.

    Желаю вам успехов!

    Литература

    -Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»;
    - Н. В. Нищева «Обучение детей пересказу по опорным картинкам».
    - Е. Бортникова «Учимся составлять рассказы»

     

    Категория: статьи | Добавил: gbdou048 (25.05.2022)
    Просмотров: 107 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Поиск

    Copyright MyCorp © 2023
    Создать бесплатный сайт с uCoz