Понятие «интерактивный» к нам пришло из английского языка (interactive: inter – между, меж; active от act – действовать, действие). Оно означает возможность взаимодействовать, вести беседу, диалог с кем-либо. В отличие от активных методов интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие дошкольников не только с воспитателем, но и друг с другом и на доминирование активности дошкольников в процессе обучения. Роль воспитателя в интерактивной игре практически сводится к направлению деятельности детей на достижение поставленных целей и к разработке плана занятия.
Главное в организации интерактивной игры с дошкольниками – создание условий для обретения значимого для них опыта социального поведения. Под интерактивной игрой мы понимаем не просто взаимодействие дошкольников друг с другом и педагогом, а совместно организованную познавательную деятельность социальной направленности.
Один из важных навыков, который необходимо постигать детям с самого раннего возраста – коммуникация. Интерактивные игры направлены на достижение определенных целей в результате коллективной работы. А чтобы трудиться сообща, нужно уметь коммуницировать.
Интерактивные игры для детей дошкольного возраста дадут практические навыки продуктивного и бесконфликтного общения. Надо решить задачу? Придется быть терпимыми друг к другу и трудиться вместе. Во время игры лучше минимизировать отвлекающие факторы. Дети должны общаться, а воспитатель только дает им вводные и мягко направляет.
Интерактивные игры учат просто продуктивно общаться. У них есть определенный алгоритм. Если интересно, как сделать интерактивную игру для детей самостоятельно, надо этот алгоритм изучить – по нему будет писаться сценарий. Всего в нем 4 пункта:
Подбираются задания и упражнения.
Воспитатель дает знания и задания. То есть разъясняет, как дети должны взаимодействовать, чтобы получить нужный результат, и какой цели добиться в результате. Все нужно объяснить простыми словами.
Ребенок анализирует поведение других детей, предугадывает намерения. Выстраивает стратегию своих действий и следует ей.
Цель достигается коллективными усилиями, после этого игра считается законченной. Делается пауза и проводится анализ. Обсуждаются чувства и эмоции, что понравилось, а что было сложно.
Важно, чтобы дети получали удовольствие от игры, попробовав себя в новой ситуации. Не следует путать интерактивную игру с ролевой и деловой игрой. Ролевая игра по сути своей напоминает театр: в ней решение проблемы не является основным; главное, есть те, кто разыгрывает роли, и наблюдатели. В процессе деловой игры происходит формирование профессиональных навыков на основе приобретаемого опыта и личностных качеств.
Среди всего многообразия игр для дошкольников с интерактивным элементом можно выделить следующие типы:
* Игры по мотивам сказок пользуются популярностью в детских дошкольных учреждениях. Такие постановки понятны малышам, ведь в них фигурируют персонажи, известные им с детства. На всякий случай перед проведением подобной игры нужно провести подготовительное занятие, которое напомнит детям о героях истории. Наводящие вопросы от учителя помогут малышам вспомнить сюжет и смысл сказки.
* Игры, знакомящие детей с окружающим миром. Для дошкольников берутся темы попроще: «Домашние животные», «Твердое-мягкое», «Кто живет в лесу» и т. д. Для школьников темы могут быть сложнее: игры на развитие самоконтроля, которые учат групповой поддержке и помогают лучше узнать одноклассников, выходят на первое место. С помощью стихотворной формы (она лучше всего воспринимается на слух) воспитатель здоровается с детьми и объясняет, в чем будут заключаться правила.
* Игры с использованием презентаций или интерактивной доски удачно дополняют занятие и делают его более увлекательным и наглядным. Для школьников в презентацию могут быть включены коллективные задания на грамотность или арифметику, а для детей помладше – изображения животных и различные викторины.
Однако, используя компьютер, не стоит забывать о главной цели интерактивной игры – налаживанию коммуникации между детьми.
Каждому воспитателю и педагогу хотелось бы видеть своих воспитанников успешными и подготовленными к серьезным испытаниям за стенами детского сада. Для эффективного решения задач во взрослой жизни зачастую необходимо только одно – общение. Интерактивные игры для детей помогают развить эти качества в дошкольниках и таким образом заложить основу в их успешное будущее. |