«Общение старших дошкольников со сверстниками».
Общение со сверстниками занимает ведущую роль в развитии интеллектуальных, речевых, эмоциональных и нравственных задатков. Ребёнок в старшем возрасте скучает при расставании с друзьями по игре, радуется предстоящему общению с ними. Он выражает свои симпатии, сочувствует, даёт им советы. Дети в этом возрасте могут делиться игрушками, угощать друзей без подсказки взрослых, помогать друг другу. Избирательность по отношению к другим выражается в симпатиях и антипатиях, привязанности, соперничестве, ревности.
Дошкольники пытаются наладить деловое сотрудничество, согласовывать свои действия для достижения цели, что и составляет главное содержание потребности в общение. Стремление действовать совместно настолько сильно выражено, что дети идут на компромисс, уступая друг другу игрушку, наиболее привлекательную роль в игре и т. д.
Особенности общения со сверстниками ярко проявляются в темах разговоров. То, о чём говорят дошкольники, позволяет проследить, что ценят они в сверстнике и за счёт чего самоутверждаются в его глазах. Высказывания в адрес сверстника так или иначе связаны с собственным «я» ребёнка.
Усложнение игровой деятельности ставит ребят перед необходимостью договориться и заранее спланировать свою деятельность.
Основная потребность в общении состоит в стремлении к сотрудничеству с товарищами.
Изменяется ведущий мотив общения. Складывается устойчивый образ сверстника. Поэтому возникает привязанность, дружба.
Происходит становление субъективного отношения к другим детям, то есть умения видеть в них равную себе личность, учитывать их интересы, готовность помогать.
Возникает интерес к личности ровесника, не связанный с его конкретными действиями.
Дети беседуют на познавательные и личностные темы, хотя деловые мотивы остаются ведущими
Главное средство общения – речь.
Детям необходимо общество сверстников не только для совместного развлечения, но и по другим исключительно важным причинам:
играя с друзьями, дети привыкают к совместным действиям;
они приобретают навыки честного соревнования;
учатся подчиняться законам коллектива, находя своё место в нём, и, самое главное, получают, более верное представление о жизни.
Умственное, психическое, социальное и даже физическое развитие глубоко связано с тем, как складываются их отношения с друзьями.
Общение рассматривается как взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.
Источник литературы: www.maam.ru |