Сетевая инновационная площадка «Апробация и внедрение основ алгоритмизации и программирования для дошкольников и младших школьников в цифровой образовательной среде «ПиктоМир»
На основании Приказа ФГУ ФНЦ Научно-исследовательский институт системных исследований Российской академии наук (далее ФГУ ФНЦ НИИСИ РАН) от 29.08.2024 № П-297 «О внесении дополнений к приказу от 18.11.2020 № П-188 «Об утверждении сетевой инновационной площадки ФГУ ФНЦ НИИСИ РАН» — ГБДОУ №48 Фрунзенского района Санкт-Петербурга присвоен статус сетевой инновационной площадки по теме «Апробация и внедрение основ алгоритмизации и программирования для дошкольников и младших школьников в цифровой образовательной среде ПиктоМир».
Фундаментальные исследования ученых ФГУ ФНЦ НИИИ РАН позволили создать единственный (на сегодня) в мире курс программирования для дошкольников, который имеет продолжение в начальной школе, что позволяет говорить о преемственности уровней образования.
Основной целью апробации является разработка системы формирования у детей готовности к изучению основ алгоритмизации и программирования в цифровой образовательной среде ПиктоМир средствами УМК в соответствии с ФГОС ДО. Проект реализуется в форме занятия, досуговой, игровой деятельности, соревнования и других видов детской деятельности.
Инновационный проект направлен на организацию в образовательном пространстве дошкольных организаций цифровой образовательной среды ПиктоМир с основами алгоритмизации и программирования, а также предметной техносреды, соответствующими возрастным особенностям дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО и адекватной современным требованиям к интеллектуальному развитию детей в сфере современных информационных и телекоммуникационных технологий.
Образовательная среда «ПиктоМир» содержит курс Алгоритмики для дошкольников и младших школьников построенный на основе учения Л.С. Выготского, в нем разработана система научных понятий программирования, которые вводятся поэтапно в деятельностно-игровой форме с учетом возрастных возможностей детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Курс Алгоритмики для дошкольников знакомит с такими понятиями как: робот, команда, компьютер, программа, программист.
Дети в игровой форме знакомятся с профессией программиста и языком программирования. Управляемый компьютером на экране и на полу робот «Ползун» позволяет обеспечить визуализацию и овеществление процессов программирования и осмысление его результатов, а образовательную среду — уникальной для развития алгоритмического мышления.
На занятиях дети узнают, что роботы бывают разными, что сами по себе они работать не умеют, что они выполняют команды, объединенные в программу, что программы состоят из пиктограмм и их пишет программист, что программист — это профессия. На начальном этапе дети сами исполняют роль роботов, программистов и командиров, учатся составлять программы из карточек-пиктограмм, учатся управлять реальным роботом Ползуном, правильно отдавать команды и в реальной жизни строить план (программу), по которому ребенку будет легче достигать поставленных целей. В дальнейшем перейдут на управление виртуальными роботами в цифровой среде ПиктоМир.
Образовательная среда ПиктоМир позволяет каждому ребенку дошкольного возраста развиваться в своем темпе и предлагает разноуровневость программирования: последовательное выполнение (линейный участок программы), числовой повторитель и подпрограмму с однобуквенным именем.
Проект «ПиктоМир» является начальным курсом программирования, с которым дети знакомятся через игру и который развивает в детях умение логически мыслить, понимать причинно-следственные связи, находить множество решений одной задачи, планировать свои действия.
Педагоги дошкольного образования проходят курсы повышения квалификации «Формирование основ алгоритмизации и программирования у дошкольников и учеников начальной школы в цифровой образовательной среде ПиктоМир», где осваивают оригинальную методику образовательной деятельности, позволяющую достичь высоких результатов интеллектуального развития детей в сфере современных информационных и телекоммуникационных технологий.
Материально-техническое обеспечение образовательного проекта «ПиктоМир»
Робототехнический образовательный набор «ПиктоМир»
- Радиоуправляемый робот «Ползун» в комплекте с зарядным устройством, пультом для ручного управления, программным обеспечением для компьютерного управления
- Комплект сочленяемых ковриков для сборки игровых полей для детей и роботов
- Комплект магнитных карточек
- Комплект мягких фигурок — роботы Вертун, Двигун и Зажигун
- Программные и методические материалы для проведения годового цикла занятий «Алгоритмика для дошкольников младших школьников» с использованием системы ПиктоМир, в том числе и для управления радиоуправляемым роботом «Ползун» на электронном носителе.
Документы
- Приказ ФГУ ФНЦ НИИСИ РАН от 29.08.2024 № П-297 «О внесении дополнений к приказу от 18.11.2020 № П-188 «Об утверждении сетевой инновационной площадки ФГУ ФНЦ НИИСИ РАН по теме «Апробация и внедрение основ алгоритмизации и программирования для дошкольников и младших школьников в цифровой образовательной среде ПиктоМир»
- Апробационный план работы сетевых инновационных площадок ФГУ ФНЦ НИИСИ РАН по теме «Апробация и внедрение основ алгоритмизации и программирования для дошкольников и младших школьников в цифровой образовательной среде ПиктоМир»
- План мероприятий, планируемых к проведению в рамках проекта «Апробация и внедрение основ алгоритмизации и программирования для дошкольников и начальной школы в цифровой образовательной среде ПиктоМир» в 2024-2025 учебном году
Ответственные:
Руководитель инновационной площадкой - Гайдукова Елена Алексеевна
Педагоги - Селезнева Дарина Львовна и Шевченко Евгения Ивановна
Инновационный проект "Кинезиология - как вид здоровьесберегающих инновационных технологий. Системный подход в образовательной деятельности"
В октябре 2022 года стартовал проект "Кинезиология - как вид здоровьесберегающих инновационных технологий. Системный подход в образовательной деятельности".
Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии ставит перед нами задачу поиска эффективных форм и приемов профилактики и укрепления здоровья детей.
Кинезиология - наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта.
Кинезиологическая гимнастика, растяжки, телесно-ориентированные упражнения, дыхательные упражнения, упражнения для развития общей моторики, упражнения на релаксацию помогают обеспечить полноценное и гармоничное развитие дошкольников.
Целью является поэтапное приобщение детей и систематизация формирования к культуре здорового образа жизни с помощью здоровьесберегающих инновационных технологий.
В феврале 2023 года на семинаре-практикуме по кинезиологии с участием ИФК Баркаловой А.В., учителя-логопеда Чернявской В.И. и воспитателей Калейник И.А. и Даниловой О.В., были представлены первые результаты работы в данном направлении.
В марте 2024 года ИФК Баркалова А.В. и ИФК Александрова Г.Н. представили работу в данном направлении на районном конкурсе "Педагогический дуэт" и стали победителями конкурса.
https://rutube.ru/video/private/d746c192b0eb3477a987bd5e83ba6b46/?p=bd-51dHnwJTRldlf0VVFFg
В марте 2024 года в ДОУ открыта "Комната кинезиологии", где педагоги совместно с детьми имеют возможность использовать разработанные картотеки, игры и пособия.
С октября 2024 года введение индивидуальных кинезиологических маршрутов для каждой группы.
С ноября 2024 года планируется проект, совместный с родителями детей младшего дошкольного возраста, "Кинезиологические сказки".
Ответственные:
Руководители проекта: Баркалова Анна Витальевна и Александрова Галина Николаевна
Проект "Семейный театр".
"Семейный театр" - это один из источников углубления взаимодействия педагогов, родителей и детей. Это форма взаимодействия объединяющая всех членов семьи в целях повышения уровня их ответственности за воспитание ребенка при поддержке педагогов. Семейный театр, приобщая взрослых и детей к театральному искусству, повышает уровень эстетического развития детей и взрослых, пробуждает интерес к истории и культуре. В процессе театральной деятельности (участие в изготовлении костюмов, ширм, подготовка к театральным представлениям и т.д.) устанавливаются тесные отношения между родителями и педагогами, что является хорошим примером для детей. Для взрослых театральная деятельность- источник новых знаний, эмоциональных переживаний. Она способствует развитию адекватного восприятия действий ребенка, дает опыт совместных переживаний, способствует осознанию своего места в системе ролевых, деловых, межличностных связей, изменяет характер поведения, намерений, действий.
В процессе встреч в театральной гостиной участники получают возможность узнать новое о друг друге: о целевых ориентирах семьи и детского сада, о формах культурно-досуговой деятельности в детском саду и семье, об отношении к театральному искусству и др.
Реализация программы "Семейный театр" осуществляется через систематические занятия в ГБДОУ, совместные творческие проекты, включающие изготовление декораций, сценических костюмов, масок, кукол; организацию театральных постановок с участием детей, родителей и педагогов в детском саду, а также домашних представлений.
Формы работы:
- информационно-аналитические: анкетирование, диагностика творческих способностей детей, изучение отношений "родитель-ребенок", определение исходного уровня развития воспитательного потенциала;
- наглядно-информационные: передвижные выставки детских работ, фотоматериалов о прошедших постановках, семейных театральных стенгазет;
- познавательные: творческая мастерская, где родители и дети могут подбирать, создавать оформление, необходимое для постановок, театральные уголки с коллекциями разных видов театров;
- досуговые: тематические праздники, совместное посещение детьми с родителями спектаклей в городе, акции, участие родителей в конкурсах и выставках.
Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации ребенка. В результате данного проекта взаимодействие с родителями станет более гибкой, ведь родители здесь не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребенка.
Открытие в октябре 2024 года.
Ответственные:
Руководитель проекта: Агафонникова Татьяна Александровна
Проект "Эмоциональное здоровье педагога"
Существует ряд профессий, в которых больше, чем в других случаях, человек начинает испытывать чувство эмоциональной опустошённости вследствие необходимости постоянных контактов с другими людьми.
В течении последних лет вопрос сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении стал особенно острым. Одной из первостепенных проблем состояния здоровья воспитателей и специалистов (в данном случае - это учителя-логопеды, музыкальные руководители, инструктора по физической культуре) дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) является эмоциональное выгорание. Синдром эмоционального выгорания – это долговременная стрессовая реакция, возникающая в связи со спецификой профессиональной деятельности. На развитие синдрома эмоционального выгорания оказывают многие факторы. К ним можно отнести специфику профессиональной педагогической деятельности, которая характеризуется высокой эмоциональной загруженностью и наличием большого числа эмоциональных факторов, воздействующих на труд воспитателя и могут вызывать сильное напряжение и стресс. Необходимость сопереживания, сочувствия, ответственность за жизнь и здоровье детей, способствуют возникновению неблагоприятных эмоциональных состояний и формированию защитного поведения.
Профессия педагога ДОУ является еще более сложной, поскольку воспитатели и специалисты в процессе работы взаимодействует не только с детьми, но и с родителями, и с коллегами. Зачастую такое общение происходит одномоментно. В такой ситуации педагог испытывает на себе троекратное перекрестное воздействие со стороны. Также не стоит забывать, что профессиональный труд педагога ДОУ отличается значительными нагрузками на его психоэмоциональную сферу. Большая часть его рабочего времени протекает в эмоционально – напряженной обстановке: постоянная концентрация внимания, высокая ответственность за жизнь и здоровье детей. Факторы такого рода, безусловно, оказывают влияние на педагога: появляются нервозность, раздражительность, усталость, разного рода недомогания. А профессиональный долг обязывает педагогов принимать взвешенные решения, преодолевать вспышки гнева, возмущения, недовольства. Такое внешнее сдерживание, подавление эмоций не приводит к успокоению, а, наоборот, повышает эмоциональное напряжение и негативно сказывается на здоровье. И, к сожалению, многие представители педагогической профессии не могут похвастаться своим здоровьем, а между тем, требуемая от него активность, выдержка, оптимизм, выносливость и ряд других профессионально важных качеств во многом обусловлены его физическим, психическим и психологическим здоровьем.
Таким образом, эмоциональное выгорание педагогов ДОУ необходимо рассматривать как современную проблему, требующую поиска и внедрение методов ее устранения.
Основными задачами программы профилактики эмоционального выгорания воспитателей и специалистов ДОУ стали:
1. Снятие негативных переживаний и преобразование их в положительные эмоциональные состояния.
2. Открытие творческого потенциала, повышение работоспособности.
В нашем ДОУ нет штатного психолога, поэтому старшим воспитателем было принято решение раз в месяц устраивать эмоциональную разгрузку воспитателям и специалистам в виде творческих занятий, деловых игр, мозговых штурмов, часов здоровья, дней заботы о себе...
Эмоциональное выгорание не болезнь и не диагноз (хотя есть и противоположная точка зрения), а тем более не приговор. Так что, чем раньше начать с ним борьбу, тем она будет эффективнее и перспективнее. А еще лучше эмоциональное выгорание предупредить. Украшают и обогащают жизнь интересное общение, искусство, музыка, литература, природа, юмор. В зависимости от того, как человек относится к себе и к своей жизни, он будет либо «звездой», либо «свечкой», чья участь — гореть и плакать.
Ответственные:
Руководитель проекта: Гайдукова Елена Алексеевна